ПОМУТНЕНИЕ
На пути к цилиндрам топливо встречает массу препятствий – узкие трубки, фильтры и насосы – подкачивающий и высокого давления. Любая пробка грозит мотору остановкой. Если он – бензиновый, то зимние гадости обычно сулит разве что вода, попавшая в бак. А вот у дизельного двигателя враги посерьезнее. В составе дизтоплива – тяжелые углеводороды, в том числе парафиновой группы, которые при определенных температурах начинают кристаллизоваться. Вязкость растет; топливо сначала мутнеет, потом перестает прокачиваться через фильтры и, наконец, полностью застывает. Поэтому для разных сезонов ГОСТом предусмотрены три вида дизтоплива – летнее, зимнее и арктическое. Летнее – для температуры выше 0°С, зимнее – не ниже минус 20°С, арктическое – до минус 50°С. Различаются они тем, что при разных температурах мутнеют, застывают и доходят до предела прокачки через фильтр. (Подробности – в «Нашей справке».)
Понятно, что к зимнему топливу требования особо важные. Получают его двумя способами. Первый – депарафинизация, когда на стадии производства из состава солярки удаляют углеводороды с высокой температурой плавления. Но он дорогой; к тому же выход дизельного топлива из сырой нефти уменьшается по сравнению с летними сортами почти в два раза. Цену такому горючему нетрудно прикинуть.
Второй способ более дешевый – использование депрессорных присадок-антигелей. Они действуют уже на сами кристаллы парафинов, уменьшая их размеры до 3–5 мкм). Такие кристаллы проходят через фильтры спокойно. Основную часть зимнего дизельного топлива у нас получают именно по этой технологии.
ПРОСВЕТЛЕНИЕ
Антигели делят на две группы. В первой – препараты, меняющие только низкотемпературные свойства. Во второй – универсальные жидкости. Наряду с увеличением «морозостойкости», они моют топливную систему, увеличивают цетановые числа, снижают износ плунжерных пар и т.д.
В крупных столичных магазинах мы закупили по нескольку представителей одной и другой группы составов. А дальше – смоделировали зимнюю ситуацию: в баке – летнее дизтопливо, а мороз стучит в окно. Выправят ли дело разноцветные флакончики?
Разморозить солярку пробовали по-разному: вводили и рекомендованную, и удвоенную концентрацию состава. Последнее, в общем-то, никакими инструкциями не предписывалось, но попробовать было интересно. К тому же не все препараты допускают возможность точной дозировки - а если перельешь? Итоги подвели по трем параметрам: температуры фильтруемости и застывания, а также кинематическая вязкость топлива. Вязкость косвенно подскажет, не повредят ли эти составы плунжерным парам. Температуру помутнения не замеряли -на нее присадки такого рода влиять не должны.
ЧТО ЛУЧШЕ
Все составы так или иначе повлияли на низкотемпературные свойства, причем хитрым образом. К примеру, все они существенно понизили температуру застывания! Это, конечно, хорошо, хотя параметр важен скорее для хранения топлива, нежели для эксплуатации. А вот на температуру фильтруемости составы подействовали по-разному. Лидеры - антигели RunWay и «Астрохим», чуть хуже - антигель BBF. Остальные на эту температуру при рекомендованной концентрации практически не повлияли. Зато удвоение концентрации, не предписанное никакими инструкциями, вдруг побудило к жизни и универсальный состав Texaflow -предельная температура фильтруемости резко опустилась! Впрочем, это скорее исключение: к примеру, удвоение концентрации антигеля RunWay даже снизило его эффективность.
Что до вязкости топлива, то ни один из составов существенно ее не изменил. Это - серьезный плюс: значит и ускоренного темпа изнашивания плунжерных пар можно не опасаться. Ну и, наконец, банальный вывод: вновь выяснилось, что универсальное почти никогда не бывает лучше специализированного! Составы, заточенные на лучшение низкотемпературных свойств, отработали лучше!
В целом же препараты подтвердили свою полезность. Без всякого колдовства!
1-е место
Заявленный производитель – ООО «НПП Астрохим», Москва
Ориентировочная цена – 75 руб.
Лидер по эффективности, причем по обеим температурам – и застывания, и фильтруемости. Вот только цена повыше, даже чем у некоторых импортных аналогов. Но за качество следует платить!
+ Высокая эффективность – как по температуре фильтруемости, так и застывания. Передозировки не боится. Невысокая цена.
- Невозможность точной дозировки препарата.
2-е место
Антигель для дизтоплива BBF
Заявленный производитель – ЗАО «Химпромпроект», С.-Петербург
Ориентировочная цена – 45 руб.
Самый дешевый состав, особенно с учетом количества обрабатываемого топлива. Однако эффективность – одна из лучших, причем по обеим температурам. Полученные результаты близки к тем, которые приведены в инструкции – ситуация нечастая.
+ Низкая цена при высокой эффективности, безопасность передозировки.
- Как быть, если бак меньше 200 литров? Мерных рисок нет, флакон – непрозрачный. Выдержать рекомендованную концентрацию проблематично.
3-е место
Дизельный антигель
Заявленный производитель – Runway, С.-Петербург, Россия
Ориентировочная цена – 55 руб.
При рекомендованной концентрации – один из самых эффективных составов. Но с передозировкой эффективность начинает падать – следовательно, за концентрацией надо следить. А как, если нет мерных рисок, а сам флакон – непрозрачный?
+ Оправданная цена, хорошая эффективность при рекомендованной концентрации.
- Снижение эффективности при передозировке, сложность слежения за дозировкой, небольшое количество обрабатываемого топлива одним флаконом.
4-е место
Супер-антигель для дизельного топлива
Заявленный производитель – Hi-Gear Products, Inc., США
Ориентировочная цена – 135 руб.
По эффективности – все хорошо. Но вот как из железной банки отмерить эту самую 1/500 топлива, рекомендованную производителем? Тем более что емкость рассчитана явно не на одну заправку.
+ Высокая эффективность, нарастающая по мере роста концентрации, реальная цена.
- Сложность правильной дозировки. Уж если написано «Супер», так хорошо бы соответствовать этому даже в мелочах.
5-е место
Комплексная многофункциональная присадка Texaflow
Заявленный производитель – Texaflow, США–Россия
Ориентировочная цена – 360 руб.
Почему-то начинает работать по-настоящему, только когда концентрация препарата становится раза в два больше рекомендованной. Возможно, в Финляндии дизтопливо другое?
+ Высокая эффективность, линейно нарастающая по мере увеличения концентрации. Передозировка не опасна.
- Неудобная фасовка, высокая цена. Канистра слишком большого объема.
6-е место
STP Diesel Treatment
Заявленный производитель – Clorox Car Care, Англия
Ориентировочная цена – 95 руб.
Работает только по температуре застывания, но зато как! При удвоенной концентрации прибор «зашкалило»: ниже 50 градусов топливо еще сохраняло текучесть.
+ Хорошая эффективность по температуре застывания, безопасность передозировки.
- Малая эффективность по предельной температуре фильтруемости, высокая цена в пересчете на литр обрабатываемого препаратом топлива.
7-е место
Castrol
Заявленный производитель – Castrol Austria
Ориентировочная цена – 240 руб.
Температуру застывания понижает неплохо, чего не сказать о предельной температуре фильтруемости. Недешево, но с учетом малой концентрации и дополнительных эффектов – вполне нормально.
+ Удобная фасовка с мерными рисками, обеспечивающими точность дозировки, неплохой эффект по температуре замерзания.
- Отсутствие эффекта по предельной температуре фильтруемости, отсутствие инструкции на русском языке.
8-е место
Diesel Start
Заявленный производитель – ASPO Chemicals, Хельсинки
Ориентировочная цена – 160 руб.
Почему-то практически не влияет на температуру фильтруемости, хотя умеет снижать температуры застывания – правда, при удвоенной концентрации. И как дозировать состав, если в баке меньше 100 л?
+ Удвоенная концентрация препарата понижает температуру застывания.
- Неудобная фасовка. Непонятный эффект по предельной температуре фильтруемости. Да и цена – немаленькая, с учетом эффективности.
НАША СПРАВКА
ТРИ ГЛАВНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ
Низкотемпературные свойства характеризуют три показателя. Первый - температура помутнения, при которой в топливе начинают образовываться нерастворимые взвеси: например, микрочастицы льда, микрокапли воды. Второй - предельная температура фильтруемости: при ней топливо в заданных условиях еще способно проходить через фильтры с установленной скоростью. На эту температуру, очевидно, влияет и рост вязкости горючего при низких температурах, и выделение кристаллов парафинов, способных забить поры фильтрующих элементов. И, наконец, температура застывания, при которой кристаллизация углеводородов в топливе полностью лишает его текучести. Для летних топлив значения температур помутнения и фильтруемости не должны быть выше минус 5°С, застывания - минус 10°С. Для зимних: помутнения - не выше минус 25°С, застывания -не выше минус 35°С. Это - для умеренной климатической зоны, а для холодной - еще на 10 градусов ниже. Для арктического же топлива температура помутнения предписана не ниже минус 35°С, фильтруемости - минус 45°С, а застывания - минус 55°С.